Социальная адаптация безработных граждан

Социальная адаптация включает в себя сервисы, направленные на:

  • обучение гражданина методам и способам поиска работы, технологии поиска работы, технологии составления резюме, методике проведения переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства, включая организацию проведения собеседования;
  • совершенствование навыков делового общения и проведения собеседований с работодателем, самопрезентации, формирование активной жизненной позиции;
  • решение вопросов, связанных с подготовкой к выходу на новую работу, адаптацией в коллективе, закреплением на новом рабочем месте и планированием карьеры, выполнением профессиональных обязанностей.

В рамках реализации сервисов могут проводиться тренинги, индивидуальные и групповые консультации, вебинары, лекции и другие мероприятия.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.


Кто может получить услугу
  • Получателями государственной услуги являются граждане, признанные в установленном порядке безработными.
  • В 2022-2024 годах за оказанием данной государственной услуги вправе обратиться следующие категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы:

граждане, находящиеся под риском увольнения (граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров);

граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, которые приняли решение о простое;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, в отношении которых применены процедуры о несостоятельности (банкротстве);

граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;

граждане, испытывающие трудности в поиске работы.


Куда и как подать заявку на услугу

Заявление подается в центр занятости населения, в котором заявитель состоит на учете в качестве безработного, в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы «Работа в России».

В центрах занятости населения гражданам обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, единому порталу и региональному порталу, а также оказывается необходимое консультационное содействие.

Заявители имеют право обращаться за предоставлением государственной услуги неоднократно.


Какие документы необходимы для подачи

 Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

- заявление гражданина о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

Заявление подается в центр занятости населения, в котором заявитель состоит на учете в качестве безработного, в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы «Работа в России».

- паспорт гражданина или документ, его заменяющий,  предъявляется при личном обращении в центр занятости населения.

- документы, подтверждающие отнесение граждан к следующим категориям:

граждане, находящиеся под риском увольнения (граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров);

граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, которые приняли решение о простое;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, в отношении которых применены процедуры о несостоятельности (банкротстве);

граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;

граждане, испытывающие трудности в поиске работы.


Как понять, что заявление принято

Заявление считается принятым центром занятости населения в день его направления гражданином. В случае если заявление направлено гражданином в выходной или нерабочий праздничный день, днем направления заявления считается следующий за ним рабочий день.

Уведомление о принятии заявления направляется гражданину в день его принятия.


Как предоставляется услуга

Государственная услуга предоставляется гражданам через единую цифровую платформу либо федеральный портал без личной явки на прием в центр занятости населения.

Государственная услуга предоставляется территориальными подразделениями центра занятости населения в соответствующих муниципальных образованиях.


Что включает в себя услуга

Государственная услуга включает следующие административные процедуры (действия):

а) формирование и направление предложения гражданину о предоставлении государственной услуги;

б) прием заявления гражданина;

в) определение необходимости прохождения гражданином тестирования, подбор и назначение тестов, обработка результатов тестирования;

г) разработка и согласование с гражданином индивидуального плана реализации сервисов (мероприятий) по социальной адаптации гражданина;

д) реализация сервисов (мероприятий) по социальной адаптации гражданина в соответствии с планом реализации сервисов (мероприятий);

е) обработка результатов реализации сервисов (мероприятий) по социальной адаптации и оформление рекомендаций гражданину;

ж) проведение индивидуальной консультации гражданина и назначение гражданину повторных или дополнительных сервисов при необходимости;

з) формирование и направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги.


Результатом предоставления государственной услуги

является направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, включающего:

а) рекомендации по поиску работы и формированию активной жизненной позиции, составлению резюме, совершенствованию навыков делового общения и проведения собеседований с работодателем, совершенствованию навыков самопрезентации и адаптации в коллективе (при наличии);

б) результаты проведенного тестирования (при наличии);

в) результаты реализованных сервисов с указанием перечня мероприятий в рамках каждого сервиса (при наличии);

г) предложение обратиться в центр занятости населения с целью повторной подачи заявления, в случае если план реализации сервисов (мероприятий) выполнен не в полном объеме.


Основаниями для отказа

 в принятии заявления гражданина являются:

1) непринадлежность заявителя к одной из требуемых категории граждан;

2) утрата силы или недействительность на момент обращения представленных гражданином документов;

3) заявление заявителя подано в центр занятости населения, в котором гражданин не состоит на учете в качестве безработного.

Уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа направляется безработному заявителю, обратившемуся в центр занятости населения, не позднее следующего рабочего дня со дня направления заявления.


Предоставление государственной услуги прекращается в случаях:

а) снятия с регистрационного учета гражданина, признанного в установленном порядке безработным;

б) отзыва заявления гражданином;

в) неявки гражданина в центр занятости населения для согласования индивидуального плана реализации сервисов (мероприятий) социальной адаптации гражданина в назначенные центром занятости населения даты;

г) отсутствия взаимодействия гражданина с центром занятости населения более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения указанным в уведомлении способом.


Законодательное обоснование

 

  • Конституция Российской Федерации [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ ]
  • Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464093/ ]
  • Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 376 (ред. от 27.12.2023) «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 - 2024 годах»
  • Приказ Минтруда России от 27.04.2022 № 266н «Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2022 № 68768)
  • Приказ УТЗН Нижегородской области от 14.04.2023 № 523-70/23П/од «Об утверждении административного регламента государственного казенного учреждения Нижегородской области «Нижегородский центр занятости населения» по оказанию государственной услуги «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» (Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 17.05.2023 № 23031-523-523-70/23П/од)
  • Административный регламент государственного казенного учреждения Нижегородской области «Нижегородский центр занятости населения» по оказанию государственной услуги «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» Утвержден приказом управления по труду и занятости населения Нижегородской области от 14.04.2023 № 523-70/23П/од