Социальная адаптация безработных граждан
Социальная адаптация включает в себя сервисы, направленные на:
- обучение гражданина методам и способам поиска работы, технологии поиска работы, технологии составления резюме, методике проведения переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства, включая организацию проведения собеседования;
- совершенствование навыков делового общения и проведения собеседований с работодателем, самопрезентации, формирование активной жизненной позиции;
- решение вопросов, связанных с подготовкой к выходу на новую работу, адаптацией в коллективе, закреплением на новом рабочем месте и планированием карьеры, выполнением профессиональных обязанностей.
В рамках реализации сервисов могут проводиться тренинги, индивидуальные и групповые консультации, вебинары, лекции и другие мероприятия.
Государственная услуга предоставляется бесплатно.
Кто может получить услугу
- Получателями государственной услуги являются граждане, признанные в установленном порядке безработными.
- В 2022-2024 годах за оказанием данной государственной услуги вправе обратиться следующие категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы:
граждане, находящиеся под риском увольнения (граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров);
граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;
граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, которые приняли решение о простое;
граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, в отношении которых применены процедуры о несостоятельности (банкротстве);
граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;
граждане, испытывающие трудности в поиске работы.
Куда и как подать заявку на услугу
Заявление подается в центр занятости населения, в котором заявитель состоит на учете в качестве безработного, в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы «Работа в России».
В центрах занятости населения гражданам обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, единому порталу и региональному порталу, а также оказывается необходимое консультационное содействие.
Заявители имеют право обращаться за предоставлением государственной услуги неоднократно.
Какие документы необходимы для подачи
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
- заявление гражданина о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
Заявление подается в центр занятости населения, в котором заявитель состоит на учете в качестве безработного, в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы «Работа в России».
- паспорт гражданина или документ, его заменяющий, предъявляется при личном обращении в центр занятости населения.
- документы, подтверждающие отнесение граждан к следующим категориям:
граждане, находящиеся под риском увольнения (граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров);
граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;
граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, которые приняли решение о простое;
граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, в отношении которых применены процедуры о несостоятельности (банкротстве);
граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;
граждане, испытывающие трудности в поиске работы.
Как понять, что заявление принято
Заявление считается принятым центром занятости населения в день его направления гражданином. В случае если заявление направлено гражданином в выходной или нерабочий праздничный день, днем направления заявления считается следующий за ним рабочий день.
Уведомление о принятии заявления направляется гражданину в день его принятия.
Как предоставляется услуга
Государственная услуга предоставляется гражданам через единую цифровую платформу либо федеральный портал без личной явки на прием в центр занятости населения.
Государственная услуга предоставляется территориальными подразделениями центра занятости населения в соответствующих муниципальных образованиях.
Что включает в себя услуга
Государственная услуга включает следующие административные процедуры (действия):
а) формирование и направление предложения гражданину о предоставлении государственной услуги;
б) прием заявления гражданина;
в) определение необходимости прохождения гражданином тестирования, подбор и назначение тестов, обработка результатов тестирования;
г) разработка и согласование с гражданином индивидуального плана реализации сервисов (мероприятий) по социальной адаптации гражданина;
д) реализация сервисов (мероприятий) по социальной адаптации гражданина в соответствии с планом реализации сервисов (мероприятий);
е) обработка результатов реализации сервисов (мероприятий) по социальной адаптации и оформление рекомендаций гражданину;
ж) проведение индивидуальной консультации гражданина и назначение гражданину повторных или дополнительных сервисов при необходимости;
з) формирование и направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги.
Результатом предоставления государственной услуги
является направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, включающего:
а) рекомендации по поиску работы и формированию активной жизненной позиции, составлению резюме, совершенствованию навыков делового общения и проведения собеседований с работодателем, совершенствованию навыков самопрезентации и адаптации в коллективе (при наличии);
б) результаты проведенного тестирования (при наличии);
в) результаты реализованных сервисов с указанием перечня мероприятий в рамках каждого сервиса (при наличии);
г) предложение обратиться в центр занятости населения с целью повторной подачи заявления, в случае если план реализации сервисов (мероприятий) выполнен не в полном объеме.
Основаниями для отказа
в принятии заявления гражданина являются:
1) непринадлежность заявителя к одной из требуемых категории граждан;
2) утрата силы или недействительность на момент обращения представленных гражданином документов;
3) заявление заявителя подано в центр занятости населения, в котором гражданин не состоит на учете в качестве безработного.
Уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа направляется безработному заявителю, обратившемуся в центр занятости населения, не позднее следующего рабочего дня со дня направления заявления.
Предоставление государственной услуги прекращается в случаях:
а) снятия с регистрационного учета гражданина, признанного в установленном порядке безработным;
б) отзыва заявления гражданином;
в) неявки гражданина в центр занятости населения для согласования индивидуального плана реализации сервисов (мероприятий) социальной адаптации гражданина в назначенные центром занятости населения даты;
г) отсутствия взаимодействия гражданина с центром занятости населения более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения указанным в уведомлении способом.
Законодательное обоснование
- Конституция Российской Федерации [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ ]
- Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464093/ ]
- Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 376 (ред. от 27.12.2023) «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 - 2024 годах»
- Приказ Минтруда России от 27.04.2022 № 266н «Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2022 № 68768)
- Приказ УТЗН Нижегородской области от 14.04.2023 № 523-70/23П/од «Об утверждении административного регламента государственного казенного учреждения Нижегородской области «Нижегородский центр занятости населения» по оказанию государственной услуги «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» (Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 17.05.2023 № 23031-523-523-70/23П/од)
- Административный регламент государственного казенного учреждения Нижегородской области «Нижегородский центр занятости населения» по оказанию государственной услуги «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» Утвержден приказом управления по труду и занятости населения Нижегородской области от 14.04.2023 № 523-70/23П/од