Вопросы и ответы

Вопросы, поступившие к 23.12.2021, и ответы на них

1.

Кто будет устанавливать среднесписочную численность, от которой будут рассчитываться квоты на следующий год?

 

Согласно действующему законодательству, квота устанавливается работодателям исходя из среднесписочной численности работников в процентах.

Среднесписочная численность не устанавливается, она рассчитывается исходя из численности работников работодателями самостоятельно за конкретный временной промежуток – месяц, квартал, год.

2.

В каком документе прописывать отдельные гарантии для инвалидов?

Гарантии по условиям труда предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 Условия труда на рабочем месте, условия труда и отдыха, а также другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны содержаться в трудовом договоре – согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

3.

Что надо учесть в составе локального правового акта (приказ по квоте) работодателю, чтобы при проверке прокуратуры не возникало потребности в его корректировке? Нельзя ли выслать образец данного приказа?

 

В указанных локальных актах достаточно отразить условия и порядок установления квоты в организации, порядок выделения рабочих мест с указанием перечня мероприятий, процедуру трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, ответственность лиц, осуществляющих трудоустройство инвалидов. При этом чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в действующий локальный нормативный акт, конкретное число рабочих мест для инвалидов рекомендуется устанавливать отдельными приказами (распоряжениями).

Рекомендуемое содержание такого локального нормативного акта:

- сведения о количестве созданных и (или) выделенных рабочих мест в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов;

- сведения о наименовании должности (специальности, профессии) по рабочим местам, созданным и (или) выделенным в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии со штатным расписанием работодателя.

Органы службы занятости не наделены правом утверждать формы локальных нормативных документов для контролируемых субъектов. Вместе с тем, примерный образец такого приказа размещен на сайте управления в сети «Интернет» в разделе «Деятельность».

4.

В учреждении 52 штатные единицы, из них 34 работают с вредными условиями труда. Должны ли мы выделить квоту для инвалидов в таком случае?

 Учитывая требования статьи 4 Закона о квотировании при исчислении квоты из расчета исключаются работники, чьи рабочие места признаны по итогам спецоценки вредными и (или) опасными. Полученное значение по правилам математики округляется к ближайшему целому значению. Следовательно, в описанной ситуации 52 – 34 = 18, квота равна 0. Квота не выделяется, рабочее место не создается.

5.

1.     Как будет осуществляться предоставление отчетов о квотировании в ЕЦП? Существует ли раздел по отчету квотирования на Единой цифровой платформе «Работа в России»? Если да, то где он находится и есть ли инструкция по заполнению в ЕЦП? В 2022 году будет ли функционировать интерактивный портал и возможно ли предоставлять отчет по квоте на ЕЦП»?

Данных о наличии на ЕЦП раздела с отчетностью пока не имеется. Предполагаем, что такая возможность будет предусмотрена на ЕЦП после принятия Правительством Российской Федерации правил предоставления работодателями сведений и информации в целях содействия обеспечения занятости населения. Хочу отметить, что для самостоятельной подачи, установленной пунктом 3 статьи 25 Закона о занятости, информации через ЕЦП работодателю потребуется создать личный кабинет в указанной системе.

 

6.

Что понимается под дискриминацией по признаку инвалидности при приеме на работу инвалида?

Согласно статье 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей указанного закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Признаки дискриминации выявляются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 09.11.2017 № 777.

В число таких признаков входит отказ в приеме на работу, не связанный с деловыми качествами претендента-инвалида либо установление при трудоустройстве таких положений, который фактически ставят в неравное положение инвалидов (например, несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов или отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности либо увольнение работников по признаку инвалидности).

7.

От чего зависит размер процента по квоте?

 

Кто и в каком размере обязан квотировать рабочие места?

Квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, за исключением работодателей, указанных в статье 5 Закона о квотировании, и определяется в процентах от среднесписочной численности работников.

Для организаций с численностью работников свыше 100 человек квота установлена в размере 2 процентов от среднесписочной численности, с численностью работников от 35 человек до 100 человек – в размере 1 процента от среднесписочной численности.

8.

Какие квоты по инвалидам будут установлены в 2022 году? Как рассчитывать квоту в 2022 году?

Ничего не изменилось, все по-прежнему, 2 процента либо 1 процент от среднесписочной численности.

Порядок исчисления квоты предусмотрен статьей 4 Закона о квотировании.

9.

Для того, чтобы квота считалась выполненной, достаточно только зарезервировать рабочее место для трудоустройства инвалида?

Четкого понятия выполнения квоты законодательство не содержит. Вместе с тем, анализ двух других понятий «квота» и «невыполнение квоты» позволяет сделать вывод о том, что выполнение квоты – это исполнение работодателем обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу, а также отсутствие отказов работодателя в приеме на работу граждан, направляемых центрами занятости для трудоустройства на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты – статья 1 Закона о квотировании.

10.

Если в связи со спецификой предприятия выделение или создание таких рабочих мест невозможно, что делать?

Действующим законодательством все условия квотирования или освобождения от данной обязанности установлены, иного не дано.

11.

Есть ли льготы работодателям при трудоустройстве инвалидов?

Несмотря на то, что данная норма имеется в Законе о квотировании, конкретных льгот при условии выполнения квотирования не установлено.

12.

Какой штраф за невыполнение квоты?

Нарушение обязательных требований законодательства о квотировании имеют несколько составов административной ответственности:

Статья 19.7 КоАП РФ – несвоевременное представление установленной информации по квоте влечет наложение на должностных и юридических лиц от предупреждения до штрафа – на должностных лиц от 300 рублей, на юридических лиц – от 3000 рублей.

Часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ – отказ в приеме на работу инвалида в счет квоты либо невыполнение обязанности по созданию (выделению) рабочих мест в счет квоты – влечет наложение штрафа на должностных лиц – в размере от 5000 рублей.

13.

Каковы требования к условиям труда для инвалидов?

Требования к условиям труда инвалидов указаны в статье 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

14.

Как рассчитывается среднесписочная численность при сдаче отчета?

Действующее законодательство не содержит особенностей расчета среднесписочной численности при исполнении обязанности по квотированию.

Среднесписочная численность рассчитывается в соответствии с пунктами 76 – 79.4 Указаний, утвержденных приказом Росстата от 27 ноября 2019 г. № 711, на конец отчетного месяца.

15.

Будут ли работодателем выполнены обязательства по КВОТЕ для приема на работу инвалидов, если инвалид, устроенный на рабочее место в счет установленной КВОТЫ, частично или полностью отказался от ИПРА инвалида?

Есть два мнения:

1. Если инвалид отказывается от реализации ИПРА, работодатель не считается исполнившим обязанности по соблюдению квоты для приема на работу инвалидов.
2. Мнение другого эксперта:
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для работодателей, может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В настоящее время нет общего понятия выполнения квоты.
Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"» вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", и глава III Закона будет дополнена статьей 13.2, в которой определено, что квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Эти изменения вступают в силу с 1 марта 2022 года (ст. 4 Закона № 219-ФЗ), и указания на выполнение квоты только при соблюдении ИПРА нет.
В настоящее время для решения вопроса о выполнении квоты нужно руководствоваться нормативным правовым актом субъекта РФ - для нас Нижегородская область.
Закон Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-З «О квотировании рабочих мест» напрямую не определяет, что считается выполнением квоты, однако согласно ст. 6 Закона трудоустройство граждан на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты, осуществляется работодателями как по направлению центров занятости населения, так и по заявлению граждан, непосредственно к ним обратившихся. … Трудоустроенными считаются граждане, оформившие трудовые отношения с работодателями в соответствии с трудовым законодательством.
То есть выполнением квоты считается ФАКТ трудоустройства инвалидов. При этом указания на выполнение квоты только при соблюдении ИПРА нет.
Какое мнение считать правильным?

На наш взгляд, логичнее учитывать мнение второго эксперта.

Квота - минимальное количество рабочих мест (должностей) в процентах от среднесписочной численности работников, на которые работодатель обязан трудоустроить в соответствии с созданными (выделенными) рабочими местами граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Следовательно, в основе данного требования – трудоустройство гражданина из категории инвалидов.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит требований при приеме на работу о предъявлении ИПРА либо справки об установленной группе инвалидности.

Вместе с тем, для подтверждения особой категории при трудоустройстве на рабочее место, созданное (выделенное) в счет квоты, гражданин должен предъявить один из указанных документов.

Однако, согласно статье 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

 При этом ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ инвалида от ИПРА полностью или частично освобождает организацию от ответственности за ее исполнение.

Таким образом, отказ работника-инвалида от реализации мероприятий ИПРА не влияет на исполнение обязанности по квотированию рабочих мест.

 

 

16.

Просьба разработать методический материал (инструкцию), наглядно демонстрирующую пошаговое исполнение работы по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет на предприятии

Постараемся эту просьбу выполнить и к следующей нашей встрече подготовить такой материал.

17.

Нужно ли при расчете квоты для несовершеннолетних из среднесписочной численности исключить работников, у которых условия труда связаны с выполнением работ на высоте (условия труда отнесены к перечню должностей, на которых запрещен труд подростков).

Какие подтверждающие документы должна предоставить организация?

Нужно. Учитывая требования статьи 4 Закона о квотировании при исчислении квоты из расчета исключаются работники, чьи рабочие места признаны по итогам спецоценки вредными и (или) опасными либо исключаются виды работ, на которых труд несовершеннолетних запрещен.

Подтверждается это картами спецоценки.

18.

Могут ли инвалиды работать во вредных условиях труда с классом 3.1 и выше (1 - в соответствии с мед. заключением по результатам обязательного медосмотра работник-инвалид не имеет противопоказаний к работе на данном рабочем месте, 2 - данное рабочее место соответствует ИПРА инвалида либо инвалид отказался от ИПРА)? Можно квотировать данные рабочие места?

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в обоих случаях квотировать такие рабочие места можно.

1.    Работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

В отношении рабочих мест инвалидов хозяйствующий субъект обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов (п. 3.3 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. N 40 "Об утверждении санитарных правил").

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.

 2. ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ инвалида от ИПРА полностью или частично освобождает организацию от ответственности за ее исполнение (ч. 5, 7 ст. 11 Закона № 181-ФЗ).

19.

Будет ли считаться выполненной квота с 01.03.2022 в случае, если не на все заквотированные рабочие места трудоустроены инвалиды? Какая ответственность предусмотрена за невыполнение? Как быть в случае, если нет кандидатов на данные рабочие места?

 

Согласно пункта 3 статьи 1 Закона о квотировании невыполнением квоты является неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет, в соответствии с установленными квотами для приема на работу, а также отказ работодателя в приеме на работу граждан, направляемых государственными учреждениями ЦЗН для трудоустройства на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты.

 Пунктом 5 статьи 13.2, вводимой ФЗ от 28.06.2021 № 219-ФЗ в Закон о занятости с 01.03.2022, квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанностей по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Административная ответственность предусмотрена только за неисполнение обязанности по созданию (выделению) рабочих мест в пределах установленной квоты, а также за отказ в приеме инвалиду на работу на рабочее место, выделенное (созданное) в счет квоты – ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

В отсутствие кандидатов на созданные (выделенные) рабочие места в счет квоты работодатель обязан предоставлять сведения о потребности в работнике по установленной форме.

20.

Каким образом уведомлять о приеме на работу на квотированное рабочее место?

В пункте 1 статьи 6 Закона о квотировании указано, что уведомление о приеме на работу гражданина в счет установленной квоты работодателем направляется в центр занятости населения (по месту нахождения работодателя) в течение 5 рабочих дней.

В числе форм, утвержденных для предоставления работодателями приказом Управления по труду и занятости населения Нижегородской области от 29.07.2021 №523-245/21П/од, такого уведомления не предусмотрено, поэтому информация о трудоустройстве инвалида направляется в свободной форме.

Вместе с тем, если принимается на работу гражданин, направленный на квотируемое рабочее место центром занятости, то работодатель уведомляет о приеме такого работника, вернув отрывную часть бланка направления на работу.

21.

Если на предприятии среднесписочная численность в интервале от 35 чел. до 49 чел., то нужно ли предоставлять отчет по квоте, если квота равна «0»?

По нашему мнению, нужно, поскольку ситуация об изменении среднесписочной численности может измениться в любой момент, а получить сведения о среднесписочной численности можно пока только из этого отчета.

22.

Если предприятие с численностью более 100 чел., а квота «0» и по инвалидам и по молодежи, то по ИАП нужно предоставлять 2 отчета?

Если на Интерактивном портале форма отчета предусматривает разделение на две категории, то да, нужно представить два отчета.

23.

Нужно ли ежемесячно предоставлять информацию о локальном нормативном акте или достаточно предоставить прил. № 1?

Информация о локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных (выделенных) рабочих местах, содержится в приложении 1 к приказу управления от 29.07.2021 № 523-245/21П/од. Представление данного отчета с заполненной строкой о реквизитах локального акта является достаточным и не требует ежемесячного представления копии самого локального акта.

24.

В организации работает преподаватель, имеющий 3 группу инвалидности. Нужно ли ему предоставлять дополнительные дни отпуска сверх 56 календарных дней?

Педагогу-инвалиду предоставляется удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Суммировать работнику два удлиненных отпуска по разным основаниям не надо.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 115 ТК РФ). К работникам, имеющим право на удлиненный отпуск, относятся педагогические работники и инвалиды независимо от группы инвалидности.

Работники-инвалиды имеют право на удлиненный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней в соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 и 42 календарных дня в соответствии с Приложением к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее - Постановление № 466) (ст. 334 ТК РФ).

Руководствуясь нормами п. 7 разд. II Приложения к Постановлению № 466, работник, являющийся педагогом имеет продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 56 календарных дней (ст. 120 ТК РФ).

Получается, что педагог с группой инвалидности имеет право на удлиненный отпуск по двум основаниям: по инвалидности и по осуществлению педагогической деятельности. Суммировать удлиненный отпуск за педагогическую деятельность продолжительностью 56 дней и за инвалидность 30 дней представляется не совсем обоснованным.

Предоставляя преподавателю с группой инвалидности удлиненный отпуск 56 календарных дней, полностью соблюдается требование Федерального закона № 181-ФЗ, поскольку он отдыхает не менее 30 календарных дней. Таким образом, преподавателю-инвалиду нужно предоставить 56 календарных дней ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.

25.

Правильно ли определять среднесписочную численность для расчета квоты на начала отчетного периода (в соответствии с приложением 1 к приказу от 29.07.2021 № 523-245/21П/од?

Изменения в приказ управления от 29.07.2021 № 523-245/21П/од будут внесены по итогам принятия на федеральном уровне правил представления работодателями сведений и информации в целях содействия обеспечения занятости населения.

________________________

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения