Доклад об итогах контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты за 2021 год. Осуществление контроля в 2022 году

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на традиционных публичных слушаниях.

Сегодня мы вновь встречаемся для информирования о состоянии законодательства и правоприменительной практики в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

К обсуждению предлагается два вопроса:

  1. Итоги контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты за 2021 год.
  2. Осуществление контроля в 2022 году.

Предваряя рассмотрение первого вопроса, следует отметить, что все обещания, данные в ходе предыдущей нашей встречи, выполнены. А именно: в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте управления в разделе контрольно-надзорной деятельности размещены: Закон о квотировании в актуальной редакции, скорректированный перечень обязательных требований, методические рекомендации по вопросам надзора и контроля в сфере законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройств инвалидов, примерный образец положения о квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, образец приказа о квотировании рабочих мест.

Теперь вернемся к основному обсуждению с информацией по первому вопросу.    

Региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется должностными лицами управления по труду и занятости населения Нижегородской области.

В рамках данного вида контроля оценивается соблюдение обязательных требований, установленных в сфере занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Объектом государственного контроля является деятельность работодателей, связанная с выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов, в том числе соблюдение работодателями обязательных требований в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, а именно:

  1. по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  2. по принятию локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов;
  3. по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, в порядке и по форме, установленным Управлением.

Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении управлением государственного контроля, установлен приказом управления от 5 сентября 2017 г. № 211 (размещен на сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Деятельность» подразделе «Осуществление регионального надзора (контроля)»), скорректирован по состоянию на 13 декабря 2021 г.

На 2021 год планом проверок, согласованным с прокуратурой Нижегородской области, было утверждено проведение 21 проверки в отношении работодателей Нижегородской области.

В ходе проведения указанных контрольных мероприятий выявлено 1 юридическое лицо, допустившее нарушение обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

По результатам проверки работодателю выдано предписание об устранении допущенных нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, связанных с невыполнением обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Исполнение предписания проверено в ходе внеплановой проверки, по итогам которой установлено, что нарушение устранено, рабочие места для трудоустройства инвалидов выделены.

Дополнительно хочется отметить, что Управлением на постоянной основе проводится работа по выявлению работодателей, не предоставляющих сведения в органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.

По результатам работы за отчетный период 2021 года в отношении работодателей, нарушивших требования законодательства о квотировании рабочих мест, возбуждено 49 административных материалов, по которым составлено 43 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ – за непредставление, несвоевременное представление либо представление в искаженной или неполной форме отчетности в уполномоченный орган. Вынесено 4 определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава или события правонарушения.

Все протоколы направлены в суд по территориальной подсудности. По итогам рассмотрения административных дел судьями вынесено: 25 предупреждений, 5 штрафов на общую сумму 6900 рублей, в 4 случаях административное производство прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, 13 протоколов находятся на рассмотрении в суде.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что по-прежнему к типовым и многочисленным нарушениям обязательных требований, выявляемых в ходе правоприменительной практики в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, является нарушение сроков представления установленной отчетности, в частности, отчета о выполнении квоты либо информации о локальном акте о созданных (выделенных) рабочих местах в счет квоты для трудоустройства инвалидов.   

В целях упрощения процедуры представления установленной отчетности Управлением издан приказ от 29.07.2021 № 523-245/21П/од «Об утверждении сроков и форм представления работодателями информации о квотировании рабочих мест». Содержащиеся в приказе формы позволили существенно уменьшить количество представляемых в центры занятости документов без ущерба информативности. До работодателей данный приказ доведен различными способами, включая информирование по электронной почте и в ходе работы «Клубов работодателей».

Вместе с тем, хочу обратить ваше внимание на следующее. В настоящее время способы представления необходимой информации, включая сведения о выполнении квоты, утверждены на региональном уровне постановлением Правительства Нижегородской области от 6 октября 2014 г. № 670. При этом изменения, внесенные в Закон о занятости, предусматривают, что порядок представления работодателями сведений и информации, предусмотренных пунктом 25 Закона о занятости, устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный проект постановления Правительства разработан и находится на стадии обсуждения и планируется к вступлению в силу с 1 января 2022 года. После принятия указанный документ будет размещен на сайте управления.

По второму вопросу.

Что нас всех ожидает в 2022 году при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

28 октября 2021 г. постановлением Правительства Нижегородской области № 966 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Принятие данного нормативного правового акта связано с выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом о государственном контроле, который направлен на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.

В соответствии с Положением о контроле определены принципы, предмет и объекты государственного контроля (надзора).

Предметом государственного контроля (надзора) контроля являются:

  1. соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
  2. исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Объектами государственного надзора являются (далее - объекты надзора):

  1. деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
  2. результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования.

Для перехода от мер принуждения к профилактическим мероприятиям при проведении контрольно-надзорной деятельности управлением на протяжении последних трех лет ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).

В соответствии с программой профилактики управление проводит следующие профилактические мероприятия:

  1. информирование;
  2. обобщение правоприменительной практики;
  3. объявление предостережения;
  4. консультирование;
  5. самообследование;
  6. профилактический визит.

Информирование осуществляется посредством размещения сведений, касающихся осуществления государственного надзора, на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации и в иных формах.

Управление размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

  1. тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного надзора;
  2. сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;
  3. перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
  4. утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
  5. руководства по соблюдению обязательных требований;
  6. перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов надзора к категориям риска;
  7. перечень объектов надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
  8. программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения Управлением плановых контрольных (надзорных) мероприятий (при проведении таких мероприятий);
  9. исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться управлением у контролируемых лиц;
  10. сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
  11. сведения о порядке досудебного обжалования решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц;
  12. доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Управления;
  13. доклады о государственном надзоре;
  14. иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области и (или) программой профилактики рисков причинения вреда.

Консультирование контролируемых лиц осуществляется Управлением в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия.

Должностные лица Управления осуществляют консультирование (в том числе письменное) по следующим вопросам:

- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;

- разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;

- порядок обжалования решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц.

Начиная с января 2022 г. государственный контроль осуществляется управлением посредством проведения инспекционного визита либо проверок (выездных или документарных).  

Плановых проверок на следующий год Управлением не запланировано. Это не означает, что работодатели останутся без внимания со стороны Управления. Инспекционный визит ожидает тех работодателей, которые только начали осуществлять свою деятельность либо тех, которым присвоена категория «значительный риск». А это те, кто за последние три года привлекались к административной ответственности по части 1 статьи 5.42 КоАП РФ. 

В ходе контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Управления могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  1. осмотр;
  2. опрос;
  3. получение письменных объяснений;
  4. истребование документов.

Кроме того, контрольно-надзорные мероприятия проводятся без взаимодействия с контролируемыми объектами. В случае выявления в ходе данных мероприятий нарушений обязательных требований выдается предостережение.

Управлением разработаны типовые формы документов, используемые в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, а также список контрольных вопросов для самообследования, проекты документов размещались для публичного обсуждения.

В ходе подготовки к проведению публичных слушаний поступили вопросы, которые озвучим.

Все материалы о проведенном сегодня мероприятии, включая настоящий доклад, вопросы-ответы, будут размещены в разделе «Организация регионального контроля (надзора)» на сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Повестка дня на сегодня исчерпана. Спасибо за внимание!

_________________

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения