Психологическая поддержка безработных граждан

Психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности и направленных на разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации.

В рамках оказания государственной услуги реализуются сервисы, направленные на снятие психоэмоциональной напряженности и состояния тревожности; формирование позитивного отношения к трудностям, возникающим в процессе поиска работы; расширение сферы осознания своей проблематики и своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций; отработку новых приемов и способов поведения, преодоление негативных факторов поведения, в том числе при работе с мотивацией гражданина к труду, с синдромом эмоционального выгорания, а также при психологической подготовке к прохождению собеседования.

В рамках реализации сервисов могут проводиться тренинги, индивидуальные и групповые консультации, вебинары, лекции и другие мероприятия.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.


 Кто может получить услугу

установленном порядке безработными.

В 2022-2024 годах за оказанием данной государственной услуги вправе обратиться следующие категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы:

  • граждане, находящиеся под риском увольнения (граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров);
  • граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;
  • граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, которые приняли решение о простое;
  • граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, в отношении которых применены процедуры о несостоятельности (банкротстве);
  • граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;
  • граждане, испытывающие трудности в поиске работы.

Куда и как подать заявку на услугу

Заявление подается в центр занятости населения, в котором заявитель состоит на учете в качестве безработного, в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы «Работа в России».

В центрах занятости населения гражданам обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, единому порталу и региональному порталу, а также оказывается необходимое консультационное содействие.

Заявители имеют право обращаться за предоставлением государственной услуги неоднократно.


Какие документы необходимы для подачи

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • заявление гражданина о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан.

Заявление подается в центр занятости населения, в котором заявитель состоит на учете в качестве безработного, в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы «Работа в России».

  • паспорт гражданина или документ, его заменяющий,  предъявляется при личном обращении в центр занятости населения.
  • документы, подтверждающие отнесение граждан к следующим категориям:

граждане, находящиеся под риском увольнения (граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров);

граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, которые приняли решение о простое;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, в отношении которых применены процедуры о несостоятельности (банкротстве);

граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;

граждане, испытывающие трудности в поиске работы.

Как подать заявку

Для подачи заявления через единую цифровую платформу «Работа в России» либо федеральный  портал заявитель должен выполнить следующие действия:

  • пройти идентификацию и аутентификацию в единой в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • в личном кабинете на единой цифровой платформе либо федеральном портале заполнить в электронной форме заявление на оказание государственной услуги;
  • направить заявление в центр занятости населения посредством функционала единой цифровой платформы «Работа в России» либо федерального портала.

В центрах занятости населения гражданам обеспечивается доступ к единой цифровой платформе «Работа в России», федеральному порталу, а также оказывается необходимое консультационное содействие.


 Как понять, что заявление принято

Заявление считается принятым центром занятости населения в день его направления гражданином. В случае если заявление направлено гражданином в выходной или нерабочий праздничный день, днем направления заявления считается следующий за ним рабочий день.

Уведомление о принятии заявления направляется гражданину в день его принятия.

Уведомления, направляемые центрами занятости населения гражданину, формируются автоматически с использованием единой цифровой платформы. Информирование гражданина о направлении ему уведомлений через единую цифровую платформу осуществляется путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты гражданина, указанный в заявлении.


Как предоставляется услуга

Государственная услуга предоставляется государственным казенным учреждением Нижегородской области «Нижегородский центр занятости населения» с использованием единой цифровой платформы «Работа в России».

Государственная услуга представляет собой серию необходимых административных процедур (действий), предусмотренных Федеральным стандартом, административным регламентом.

Государственная услуга предоставляется гражданам через единую цифровую платформу «Работа в России» либо федеральный портал без личной явки на прием в центр занятости населения, за исключением процедур (действий), в рамках которых предусмотрена личная явка.


Что включает в себя услуга

Государственная услуга включает следующие административные процедуры (действия):

а) формирование и направление предложения зарегистрированному гражданину о предоставлении государственной услуги;

б) прием заявления гражданина;

в) проведение предварительной беседы с гражданином;

г) подбор и назначение гражданину мероприятий по профессиональной ориентации;

д) подбор, назначение и проведение тестирования;

е) подбор, назначение и проведение тренинга;

ж) формирование и направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги;

з) согласование и проведение профессиональной консультации.


Основаниями для отказа в принятии заявления гражданина являются:

1) непринадлежность заявителя к нужной категории граждан;

2) представленные документы утратили силу или являются недействительными на момент обращения;

3) заявление безработного заявителя подано в центр занятости населения, в котором гражданин не состоит на учете в качестве безработного.

Уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа направляется безработному заявителю, обратившемуся в центр занятости населения, не позднее следующего рабочего дня со дня направления заявления.


Предоставление государственной услуги прекращается в случаях:

а) снятия с регистрационного учета гражданина, признанного в установленном порядке безработным;

б) отзыва заявления гражданином;

в) неявки гражданина в центр занятости населения для согласования индивидуального плана реализации сервисов (мероприятий) психологической поддержки гражданина в назначенные центром занятости населения даты;

г) отсутствия взаимодействия гражданина с центром занятости населения более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения указанным в уведомлении способом.


 Результатом предоставления государственной услуги являются:

Результатом предоставления государственной услуги является направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан, включающего:

а) рекомендации по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния (при наличии);

б) результаты проведенного тестирования (при наличии);

в) результаты реализованных сервисов с указанием перечня мероприятий в рамках каждого сервиса (при наличии);

г) предложение обратиться в центр занятости населения с целью повторной подачи заявления, в случае если план реализации сервисов (мероприятий) выполнен не в полном объеме.


Законодательное обоснование

Результатом предоставления государственной услуги является направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан, включающего:

а) рекомендации по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния (при наличии);

б) результаты проведенного тестирования (при наличии);

в) результаты реализованных сервисов с указанием перечня мероприятий в рамках каждого сервиса (при наличии);

г) предложение обратиться в центр занятости населения с целью повторной подачи заявления, в случае если план реализации сервисов (мероприятий) выполнен не в полном объеме.

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 376 (ред. от 27.12.2023) «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 - 2024 годах»
  • Приказ Минтруда России от 28.03.2022 № 179н «Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2022 № 68334)
  • Приказ УТЗН Нижегородской области от 06.04.2023 № 523-59/23П/од «Об утверждении административного регламента государственного казенного учреждения Нижегородской области «Нижегородский центр занятости населения» по оказанию государственной услуги «Психологическая поддержка безработных граждан» (Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 17.05.2023 № 23030-523-523-59/23П/од)
  • Административный регламент государственного казенного учреждения Нижегородской области «Нижегородский центр занятости населения» по оказанию государственной услуги «Психологическая поддержка безработных граждан» Утвержден приказом управления по труду и занятости населения Нижегородской области от 06.04.2023 № 523-59/23П/од