Методические рекомендации

Методические рекомендации по вопросам надзора

и контроля в сфере законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

1. Нормативное регулирование полномочий по осуществлению контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты

- подпункт 6 пункта 1 статьи 7.1-1, пункт 1 статьи 13, абзац седьмой пункта 1 и абзац третий пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1       «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости);

- статьи 21 и 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ);

- часть 1 статьи 5.42, статья 19.7, пункт 87 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;

- федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 181н (далее – Федеральный стандарт);

- статьи 4 и  7 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 г. № 191-З               «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон о квоте);

- подпункт 1 пункта 3.7 Положения об управлении по труду и занятости населения Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2006 г. № 448;

- Порядок представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения центры занятости населения районов (городов) Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от  6 октября 2014 г. № 670 (далее – Порядок № 670);

- Порядок проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 9 декабря 2015 г. № 806;

- постановление Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2017 г. № 886  «Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов» (далее – Порядок);

- Административный регламент управления по труду и занятости населения Нижегородской области по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденный приказом управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 30 октября 2013 г. № 245;

- Перечень должностных лиц управления по труду и занятости населения Нижегородской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 14 июля 2017 г. № 153;

- приказ управления по труду и занятости населения Нижегородской области от 29 июля 2021 г. № 523-245/21П/од «Об утверждении сроков и форм представления работодателями информации о квотировании рабочих мест».

2. Объекты контроля

           Работодатели Нижегородской области независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 35 человек, являются объектами контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

3. Суть обязательства работодателя

            Работодатели, численность работников которых превышает 35 человек, обязаны создавать (выделять) рабочие места для трудоустройства инвалидов (квотировать рабочие места) и представлять в центр занятости населения в установленные сроки отчетную информацию. 

4. Вопросы, подлежащие проверке

- соответствие количества созданных (выделенных) рабочих мест для приема на работу инвалидов требованиям Закона № 181-ФЗ и Закона о квоте;

- соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для их трудоустройства;

- полнота и достоверность представления в центр занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

5. Проверяемые у работодателя документы

1) учредительные и правоустанавливающие документы;

2) приказ о назначении на должность руководителя;

3) трудовой договор с руководителем;

4) приказ о назначении лица, ответственного за предоставление в органы службы занятости установленной в пункте 2 статьи 25 Закона о занятости (далее - ответственное лицо);

5) приказ об утверждении должностной инструкции ответственного лица;

6) приказы о приеме на работу работников на рабочие места, созданные (выделенные) в счет установленной квоты;

7) приказы об увольнении работников, работавших на созданных (выделенных) рабочих местах в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

8) документы, подтверждающие проведение специальной оценки условий труда (сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда);

9) трудовые договоры с работниками, работающими (работавшими) на рабочих местах, созданных (выделенных) в счет квоты;

10) штатное расписание;

11) личные дела работников, работающих (работавших) на рабочих местах, созданных (выделенных) в счет квоты;

12) трудовые книжки работников, работающих на рабочих местах, созданных (выделенных) в счет квоты;

13) справки об установленной группе инвалидности работников, работающих на рабочих местах, созданных (выделенных) в счет квоты;

14) индивидуальные программы реабилитации (абилитации) инвалидов (при наличии).

6. Нормативное обоснование обязательных требований, подлежащих проверке:

- абзац 3 пункта 3 статьи 25 Закона о занятости;

- стати 21 и 24 Закона № 181-ФЗ;

- раздел 2 Федерального стандарта;

- статьи 4  и 7 Закона о квоте;

- пункты 2-4 Порядка № 670.

7. Практика применения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

           7.1. Реализация законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Законом о квоте.

7.2. Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов (расчет квоты), обязательных для создания или выделения.

Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ключевой момент в реализации законодательства о квотировании рабочих мест для граждан данной категории и создании практики его применения.

Неправильно исчисленная квота зачастую влечет возбуждение дела об административном производстве и привлечение правонарушителей к административной ответственности.

Учитывая нормы законодательства Российской Федерации о квотировании рабочих мест, положения трудового и гражданского законодательства, в целях определения размера квоты установлены основные позиции:

- для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек квота исчисляется в размере 1 процента от среднесписочной численности работников (полученный результат округляется до ближайшего целого значения);

- для работодателей с численностью работников свыше 100 человек – в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников (полученный результат округляется до ближайшего целого значения);

- в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

При исчислении квоты для трудоустройства несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также работники, выполняющие работы, на которых запрещается применение труда работников моложе 18 лет.

Работодателями, численность работников у которых составляет более 100 человек, квота рассчитывается по следующим формулам:

1) Ки1 = (Срспр - Рвроут) x 2%,

где:

Ки1 - размер квоты рабочих мест для инвалидов;

Срспр - среднесписочная численность работников на дату окончания отчетного месяца, рассчитанная в соответствии с пунктами 76 – 79.4 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения   № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 27 ноября 2019 г. № 711;

Рвроут - количество работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда;

2) Крм = (Срспр - Рвроут) x 1%,

где:

Крм - размер квоты рабочих мест для работников моложе 18 лет.

Работодателями, численность работников у которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, квота рассчитывается по следующей формуле:

Ки2 = (Срспр - Рвроут) x 1%,

где:

Ки2 - размер квоты рабочих мест для инвалидов.

После расчета количества рабочих мест, которые необходимо создать (выделить) в целях соблюдения требований о квотировании, работодателем издается локальный нормативный акт, содержащий сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов и в соответствии с установленными квотами для приема на работу. Поскольку действующим законодательством форма данного акта не закреплена, работодатель самостоятельно определяет, в каком своем локальном акте: например, приказе (распоряжении), штатном расписании либо выписке из штатного расписания и т.п. будет содержаться информация о созданных (выделенных) рабочих местах.

 

Примеры расчета квоты для трудоустройства инвалидов:

1.      Среднесписочная численность работников организации 60 человек.

Работников, работающих на рабочих местах, признанных по результатам СОУТ вредными и (или) опасными, - 20 человек.

Размер  квоты – 1%.

(60 чел. – 20 чел.) х 0,01 = 0,4 или 0 рабочих мест.

2.      Среднесписочная численность работников организации 250 человек.

Работников, работающих на рабочих местах, признанных по результатам СОУТ вредными  и (или) опасными, - 45 человек.

Размер квоты  - 2%.

(250 чел. – 45 чел.) х 0,02 = 4,1 или 4 рабочих места.

            Пример расчета квоты для трудоустройства несовершеннолетних:

1.      Среднесписочная численность работников организации 365 человек.

Работников, работающих на рабочих местах, признанных по результатам СОУТ  вредными и (или) опасными, - 128 человек.

Количество рабочих мест и видов деятельности, на которых применение труда несовершеннолетних ограничено или запрещено (ст. 265 ТК РФ, например, постоянные командировки, работа с транспортными средствами, работа в ночную смену, подъем и перемещение тяжестей свыше установленной нормы и т.п.) – 83.

Размер квоты – 1%.

(365 чел. – 128 чел. – 83) х 0,01 = 1,54 или 2 рабочих места.

7.3. Отчет по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов


            Отчет, составленный по установленной форме, направляется в центр занятости населения по месту нахождения работодателя до 2 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При изменении информации о квотировании рабочих мест в течение отчетного периода могут быть направлены уточненные сведения до отчетной даты.


            7.4. Вопросы и ответы по применению законодательства о квотировании рабочих мест для  трудоустройства инвалидов


Вопрос. Вправе ли работодатель предложить инвалиду работу, которую можно выполнять на дому?

Ответ. Да. Глава 49 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также – Кодекс) закрепляет особенности регулирования труда надомников.

Вопрос. Учитывается ли трудоустроенный на работу в счет установленной квоты инвалид в среднесписочный состав работодателя для определения размера квоты?

Ответ. Учитывается. Среднесписочная численность организации рассчитывается в соответствии с требованиями Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от от 27 ноября 2019 г. № 711.

Вопрос. Несет ли ответственность работодатель, отказавший в приеме на работу инвалиду в счет установленной квоты?

Ответ. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в силу части 1 статьи 5.42 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Одновременно может быть привлечено к административной ответственности юридическое лицо, поскольку согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности физического (должностного) лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вопрос. Можно ли сократить квотируемое рабочее место?

Ответ. Да. В случае принятия решения о сокращении численности или штата работников организации, в том числе квотируемых рабочих мест, проведение таких мероприятий осуществляется на общих основаниях в рамках Трудового кодекса Российской Федерации, главным условием которых является соблюдение требований статей 180, 318 Кодекса.

Вопрос. Можно ли организовать специальное рабочее место инвалида удаленно?

Ответ. Особенности регулирование труда дистанционных работников закреплены в главе 49.1 Трудового кодекса РФ. Осуществление трудовой деятельности инвалидом дистанционно не запрещено действующим законодательством. При этом необходимо понимать, что ответственность за работника, рабочее место которого организовано удаленно, возлагается на работодателя.

Вопрос. Может ли работодатель принять на работу инвалида в счет квоты, если инвалид отказывается представить ИПРА?

Ответ. На квотируемом рабочем месте должен работать только работник, у которого подтвержден особый статус. Вместе с тем, статьей 65 Кодекса в качестве обязательных документов при приеме на работу ИПРА не указана.

ИПРА либо справка об установленной группе инвалидности предоставляется инвалидом в добровольном порядке.

Таким образом, ИПРА работодатель по общему правилу не вправе запрашивать. Работник имеет право на свое усмотрение представить данный документ или не делать этого.

Работодатель может объяснить работнику, имеющему инвалидность, что для предоставления гарантий и компенсаций, установленных Кодексом, необходимо предъявить документ, подтверждающий отнесение к особо учитываемой категории, в том числе справку об инвалидности или ИПРА.

7.5. Административная ответственность


1. В рамках статьи 5.42 КоАП РФ:

- неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;

- отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. В рамках статьи 19.7 КоАП РФ:

- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:

- должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей;

- на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.


_____________________

 

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения