Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Доклад

о правоприменительной практике  контрольно-надзорной деятельности

за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты

(25.04.2024)

Добрый день, уважаемые коллеги!

В выступлении сегодня будет озвучена информация о типичных  ошибках, совершаемых работодателями при реализации законодательства о квотировании рабочих мест, а также обязательные требования в части трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних граждан на рабочие места в счет квоты. 

Основными нормативными правовыми актами и отдельными положениями нормативных правовых актов в указанной сфере правоотношений являются:

  • статья 13.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место»;
  • приложения 7 и 16 к приказу Минтруда России от 26.01.2022       № 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости инвалидов»;
  • Закон Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-З «О квотировании рабочих мест»;
  • приказ управления по труду и занятости населения Нижегородской области от 29.07.2021 № 523-245/21П/од «Об утверждении сроков и форм представления работодателями информации о квотировании рабочих мест.

Так, Закон о занятости содержит статью 13.2, установившую  квоту для приема на работу инвалидов.

Указанная статья уточняет механизм квотирования, включая такие нюансы, как исчисление квоты при наличии филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

С прошлого года для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов в численности работников у работодателя не учитываются работники таких филиалов и представительств.

Квота для филиалов и представительств устанавливается в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя. 

Как и прежде при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

Законом о занятости определено, что квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Случаи и порядок такого оформления трудовых отношений установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2022 г. № 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место» (далее – Правила). 

Данные Правила конкретизируют порядок расчета квоты.

Квота рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за 4 квартал предыдущего года. 

При этом при расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения, в случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.

Установлена обязанность выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета.

Перерасчет квоты для приема на работу инвалидов осуществляется работодателем с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников.

Если ранее выполнением квоты считалось создание (выделение) рабочего места для трудоустройства инвалида и трудоустройство на это место инвалида, то сейчас критерии изменены.

Квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:

а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;

б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее - соглашение).

В соглашении определяются численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу, условия возмещения расходов на оплату труда, условия оборудования рабочего места инвалида, необходимость создания специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места для инвалида, при необходимости условия компенсации расходов, связанных с сопровождением при содействии в трудоустройстве, в организации, у индивидуального предпринимателя, у которых трудоустраивается инвалид, сроки действия соглашения, права, обязанности сторон, условия расторжения и прочие условия.

В случае если организации, индивидуальному предпринимателю, у которых трудоустраивается инвалид, установлена квота для приема на работу инвалидов, то инвалиды, трудоустроенные в соответствии с соглашением, не учитываются в счет установленной им квоты.

Работодатели в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения.

В случае обращения работодателя государственные учреждения службы занятости населения оказывают работодателю содействие в подборе кадров из числа инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов, а также реализуют иные меры, предусмотренные законодательством о занятости населения и направленные на трудоустройство инвалидов.

Возможность заключения работодателями соглашения о трудоустройстве работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена аналогично соглашениям о трудоустройстве инвалидов, предусмотренным Правилами.

Изменения коснулись формата представления отчетной информации.

Приказом Минтруда России от 26 января 2022 г. № 24  «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» утверждена  форма представления работодателем информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (приложение 7).

С января 2023 г. изменились также способы представления отчетной информации.

Сейчас все работодатели обязаны размещать информацию посредством единой цифровой платформы.

Кроме того, работодатели обязаны представлять в центр занятости информацию о динамике рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты, - в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о выделении (создании), перепрофилировании, ликвидации рабочих мест или увольнения работников с квотируемых рабочих мест (форма утверждена приказом управления от 29.07.2021 № 523-245/21П/од – приложение 2 в редакции приказа от 18.11.2022 № 523-244/22П/од).

Изменен срок представления отчетной информации.

Приказом Минтруда России от 16.12.2022 в приказ № 24 от 26.01.2022 внесены изменения в части срока представления отчетности по квоте для трудоустройства инвалидов - до 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Этот срок представления отчетности по квоте для трудоустройства несовершеннолетних синхронизирован со сроком представления отчетности по квоте для трудоустройства инвалидов (приказ управления от 20.04.2023 № 523-80/23П/од вступил в силу с 11.05.2023).

Предоставление (размещение) сведений и информации после истечения указанного срока является основанием для применения в отношении работодателя мер административной ответственности.

Для примера, отчетность за апрель т.г. должна быть представлена не позднее 13 мая 2024 г. в соответствии с требованиями статьи 193 ГК РФ, согласно которой Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Предлагаю раз послушать информацию  об алгоритме квотирования.

Шаг 1. Определяем необходимость квотирования и размер квоты.

Квота установлена работодателям, численность работников которых (по умолчанию – штатная), превышает 35 человек:

с численностью от 35 до 100 человек – 1 процент от среднесписочной численности;

с численностью свыше 100 человек – 2 процента от среднесписочной численности.

Шаг 2. Рассчитываем среднесписочную численность - по правилам, предусмотренным Указаниями, утвержденными приказом Росстата от 22.12.2023 № 678, за 4 квартал года, предшествующего расчетному.

Среднесписочную численность (ССЧ) рассчитывают за определенный период как среднее арифметическое списочных численностей на каждый календарный день периода. При расчете ССЧ не учитывают мобилизованных, работников в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком или неоплачиваемом учебном отпуске (п. п. 14, 16 Указаний, Информация Росстата).

Работников в отпуске за свой счет, не связанном с учебой, а также тех, кто работает в отпуске по уходу за ребенком, в ССЧ включают (п. 16 Указаний).

Внутреннего совместителя в ССЧ учитывают как одного человека. Внешних совместителей не учитывают (п. 14.2 Указаний).

Шаг 3. Из среднесписочной численности исключаем работников, работающих на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями  труда, признанными таковыми по результатам специальной оценки условий труда. При расчете квоты для несовершеннолетних также исключаем работы, которые противопоказаны им в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, связанные с особыми условиями режима труда (вахтовый метод, сменным режим рабочего времени, командировки, подъем и перемещение тяжестей сверх установленных нормативов, возрастные запреты и ограничения (ст. 265 ТК РФ) и т.п.).

Шаг 4. Значение, полученное в шаге 3, умножаем на значение шага 1.

Итоговое значение является размером квотируемых мест для трудоустройства инвалидов либо несовершеннолетних и не должно быть менее единицы (требование ПП РФ 366).

 

Поведем итоги.

Срок представления отчетности по квоте – не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц).

Способ и формат представления:

По инвалидам

По несовершеннолетним

- портал «Работа в России»

(как исключение на бумажном носителе нарочным (лично) в ЦЗН, либо почтой.

- интерактивный портал управления по труду  и занятости населения Нижегородской области (zan.nnov.ru);

- на бумажном носителе лично либо почтой;

- по электронной почте только в случае, если отчет заверен электронной цифровой подписью руководителя организации).

 

В целях профилактики правонарушений в регулируемой сфере деятельности управлением разработано и утверждено приказом управления от 17.10.2022 № 523-218/22П/од Руководство  по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Нижегородской области.

В Руководстве, размещенном на сайте управления, описаны обязательные требования законодательства о квотировании,  документы, подлежащие изучению в ходе проведения проверок, приведены примеры расчета количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты.  

На сайте самопроверка.рф реализована возможность каждого работодателя или его представителя в тестовом режиме самостоятельно определить соблюдение установленных законодательством обязательных требований или установить причину возможного нарушения.    

В ходе подготовки к проведению публичных слушаний поступили вопросы, которые хотелось бы озвучить.

(Табличка)

Все материалы о проведенном сегодня мероприятии, включая настоящий доклад, методические рекомендации, вопросы-ответы будут в ближайшие дни размещены в разделе «Организация регионального контроля (надзора)» на сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Повестка дня на сегодня исчерпана. Спасибо за внимание!

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения